В четырех российских регионах к концу 2020 года доля заключенных с ВИЧ составляла от 20 до 25% от общей численности лишенных свободы людей, сообщает РБК со ссылкой на отчет проекта «Если быть точным» фонда «Нужна помощь». Отчет фонда сделан на основе официальной статистики Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Всего в России к концу 2020 года в местах лишения свободы находились 52,5 тысячи человек с диагностированным ВИЧ – чуть больше 10% от всех заключенных страны. Доля ВИЧ-инфицированных осужденных приближается к четверти в Кемеровской (25%), Самарской (23%) и Томской (20%) областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе (21%). В 19 российских регионах количество ВИЧ-инфицированных заключенных превышает 10%.
Большой процент зарегистрированных ВИЧ-инфицированных связан с тем, что все попадающие в места лишения свободы обязательно проходят тестирование на ВИЧ, пояснила изданию руководитель отдела мониторинга Коалиции по готовности к лечению (ITPCru) Наталья Егорова.
В 2020 году, по данным Роспотребнадзора, в числе регионов-лидеров по новым случаям ВИЧ были Свердловская, Кемеровская области и Пермский край. Это регионы с очень большим тюремным населением, уточнила Наталья Егорова. Там же больше всего заключенных с ВИЧ в абсолютном выражении – 3,9, 3,2 и 2,8 тысячи. При этом эксперт отметила, что люди могут заразиться ВИЧ уже в колонии, что связано с приемом инъекционных наркотиков.
Согласно отчету, в России туберкулезом страдают 11,6 тысячи заключенных (2%), инвалидность имеют 17,6 тысячи человек (около 4%). По этим показателям лидирует Еврейская автономная область, где доля заключенных с туберкулезом составляет 25%, людей с инвалидностью в колониях и СИЗО – 14%.
Больные туберкулезом должны находиться в лечебно-исправительных учреждениях (ЛИУ), напоминает Егорова и при этом предполагает, что в регионах с большими показателями заболеваемости в колониях есть только одно или несколько ЛИУ.
В докладе «Если быть точным» однако говорится, что в России случаи заболевания туберкулезом выявлены в колониях 37 регионов – и в 35 из них вообще нет ЛИУ. Так, в Пермском крае в обычных колониях содержатся 352 осужденных с туберкулезом, в Оренбургской области – 228, в Кабардино-Балкарии – 31. В абсолютном выражении больше всего людей с туберкулезом и инвалидностью находятся в местах лишения свободы Свердловской области – регионе с рекордным для страны числом колоний и заключенных.
Издание уточняет, что до суда или до вступления в силу судебного решения не дожили за последние три года 3586 человек (23,2%), которые просили об освобождении из-за плохого состояния здоровья. Всего же за три года об этом ходатайствовали 15 436 осужденных, из них 6239 человек (40,4%) были освобождены.
Доля умерших больных остается примерно постоянной в последние несколько лет. В 2016-м об освобождении по болезни просили 3,5 тысячи человек, суды удовлетворили меньше половины ходатайств – 1688. При этом 749 человек скончались еще до начала судебного процесса, 119 – до вступления решения суда в силу, то есть умерли почти 25% попросивших освобождения.
Как писал ранее TRT на русском, заключенные исправительной колонии строгого режима № 2 в Ангарске Иркутской области в начале сентября объявили массовую голодовку, протестуя таким образом против издевательств и пыток. Правозащитный проект Gulagu.net со ссылкой на источник в региональном управлении ФСИН указывал, что заключенных по формальному поводу «унижают, раздевают догола, избивают, заковывают в наручники, таскают по полу и в каптерке избивают». Утверждалось также, что начальник колонии № 2 в Ангарске Роман Скоробогатов ранее работал в ИК-15, где «оттачивал свои садистские наклонности» вместе с двумя оперативниками, которые тоже перешли в ИК-2.
В пресс-службе ГУФСИН по Иркутской области сообщили, что в колонии № 2 выявили «демонстративно-шантажный отказ от приема пищи со стороны пятерых осужденных». Состояние участвующих в голодовке контролируют медработники и сотрудники психологической службы, отметили в ведомстве.