Однокомнатный блок в контейнере на окраине города Кахраманмараш — одного из районов, пострадавших от двойного землетрясения 6 февраля. На расклеенных по стенам картах повсюду большие красные круги — они указывают зоны бедствия. Постоянно звонят телефоны. В комнате стоит гул — операторы ведут разговоры на нескольких языках.
Здесь расположен центр Международной поисково-спасательной консультативной группы под эгидой ООН, или INSARAG. В тесном сотрудничестве с Турецким управлением по борьбе со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (AFAD) специалисты центра координируют работу десятков международных групп, прилетевших в Турцию для помощи в поисково-спасательных работах, пишет TRT World.
Этот пункт был организован всего спустя сутки после стихийного бедствия. Эксперты центра направляют работу как минимум 30 команд из 28 стран, работающих в Кахраманмараше.
Основанная в 1991 году INSARAG объединяет страны и организации, подверженные стихийным бедствиям и реагирующие на них. В составе группы специалисты, занимающиеся поиском и спасением, а также помогающие с оперативной координацией на местах.
Центр INSARAG в Кахраманмараше возглавляет сингапурский чиновник Низам. Под его руководством здесь работают пять человек — они занимаются планированием регистрацией, распределением задач и логистикой. В состав координационной группы также входят молодые турецкие помощники для перевода и помощи в ориентировании.
Низам, прошедший обучение в ООН чиновник с 25-летним стажем, в беседе с агентством «Анадолу» уточнил: «Благодаря совместным усилиям всех наших международных команд мы смогли спасти 115 выживших».
Сейчас, спустя неделю поисково-спасательных операций, зону бедствия покинули 18 иностранных команд, отметил Низам.
К 14 февраля международные команды извлекли из-под обломков зданий более 1 тыс. тел.
По данным МИД Турции, за неделю в пострадавшие от землетрясения районы прибыли 9315 человек из 80 стран. Они оказывают помощь в зонах бедствия в Хатае, Газиантепе, Адыямане, Малатье и Кахраманмараше.
Подразделение INSARAG работает круглосуточно с 7 февраля, принимая международные команды, помогая им обустроиться и координируя их передовое развертывание совместно со специалистами AFAD.
«Мы размещаем международные группы на основе оценки потребностей, которая также зависит от возможностей этих групп», — пояснил Низам, указывая на области, отмеченные на картах.
По его словам, координационная группа проводит два совещания каждое утро в 03:30 и 06:00 по Гринвичу.
«Во время этих встреч мы проверяем наши возможности, координируем свои действия с AFAD и готовим графики развертывания групп», — пояснил сингапурский чиновник. По данным «Анадолу», он также работал во время землетрясения в Индонезии в 2018 году и катастрофического цунами в Индийском океане в 2004-м.
«Наш приоритет — спасти как можно больше жизней. Высококвалифицированные команды отправляются разбирать завалы в местах, где, по нашей информации, находятся оказавшиеся в ловушке люди», — добавил Низам.
На вопрос, что больше всего нужно международным командам для проведения успешных операций в пострадавших от стихийных бедствий районах, сингапурский чиновник мгновенно отвечает: «самообеспечение».
«Команда должна быть самодостаточной», — пояснил он. И добавил: они должны быть полностью оснащены необходимыми инструментами, едой, лекарствами и любыми другими расходными материалами.
«Мы не хотим быть обузой для принимающей страны, которая и так переживает бедствие. Самодостаточность — первое требование для любой команды», — повторил Низам.
По его словам, его собственная команда работала посменно и спала в том же контейнере, где располагается их центр.
По словам представителя INSARAG, международные группы развертываются в зависимости от их возможностей и подразделяются на «тяжелые, средние и легкие».
«Тяжелая команда, если она полностью экипирована, имеет режущие и ломающие инструменты, в то время как команда среднего уровня может иметь или не иметь такие приспособления, — пояснил Низам. — Команды легкой категории имеют только базовое поисково-спасательное оборудование».
Коммуникация обычно становится первой жертвой любой катастрофы, но эта проблема «не оказывает влияния» на команды, подобные той, которую возглавляет Низам.
«INSARAG имеет собственную систему связи, независимую от какой-либо местной системы связи», — заявил сингапурский чиновник.
После землетрясений услуги мобильной связи и интернета временно пострадали в Кахраманмараше и других зонах бедствия, но с тех пор были восстановлены, уточняет «Анадолу».
«Мы используем систему управления координацией INSARAG, или ICMS, и все международные команды зарегистрированы в ней и имеют онлайн-аккаунты», — пояснил чиновник.
Он добавил: все команды входят в систему перед вылетом в зону бедствия, чтобы подключиться для развертывания и координации.
«У нас также есть спутниковые телефоны и собственная система Wi-Fi, помимо групп WhatsApp для обмена мгновенными сообщениями», — уточнил Низам.
«Мы реагируем на самый большой (за последнее время) по размеру ущерб, вызванный обрушением зданий», — подчеркнул он, говоря о масштабе катастрофы на юге Турции.