Израильское вторжение в Газу стало настоящей трагедией человечности в XXI веке. Убиты более 36 тыс. человек, ранены более 80 тыс. Каждый день приходят новости о десятках погибших в результате израильских авианалетов в секторе площадью всего 360 квадратных километров. Спустя восемь месяцев с начала войны значительные части территории Газы превращены в руины на фоне беспощадной блокады, ограничивающей доступ к продовольствию, чистой воде и медикаментам.
Беспрецедентная жестокость Израиля привела к тому, что еврейское государство обвиняется в геноциде в Международном суде ООН, который в своем последнем решении обязал Тель-Авив немедленно прекратить атаки в Рафахе, где до наступления израильской армии в мае укрывались более миллиона палестинцев. Кроме того, прокурор Международного уголовного суда Карим Хан попросил МУС выдать ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и министра обороны Йоава Галанта.
На фоне всего этого Соединенные Штаты Америки ведут себя непривычно робко и тихо. Администрация Байдена пыталась делать слабые попытки «пожурить» Израиль и выразить свою «озабоченность» происходящим. Также Байден публично упоминал о «красных линиях» в случае атаки Израиля на Рафах.
Пару-тройку месяцев назад казалось, что терпение Байдена на исходе: его заявления создавали впечатление, что президент США действительно раздражен тем, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху игнорирует призывы к сдержанности в Газе, и поэтому стал выступать с жесткими выговорами.
В марте Байдена спросили, является ли его призыв к Израилю не вторгаться в южный город Газы Рафах «красной линией», означающей, что вторжение приведет к серьезным последствиям. «Это красная линия, — сказал Байден и быстро добавил: — Но я никогда не покину Израиль».
Что это означало и для чего американский лидер сделал заявление, на котором решил не стоять, для многих так и осталось загадкой. Однако на тот момент казалось: вот-вот и администрация Байдена полностью приостановит передачу наступательного оружия Израилю. Учитывая историю нарушений международного права Израилем, сомневаться в нарушении всех возможных красных линий не приходилось.
В апреле после нападения Израиля на гуманитарных работников американской организации World Central Kitchen (WCK) Байден позвонил Нетаньяху. Американские СМИ писали, что Байден «серьезно разгневан» израильским обстрелом, в результате которого погибли иностранные сотрудники гуманитарной организации. Затем Байден переговорил с Нетаньяху и, казалось, провел еще одну «линию». Он призвал к немедленным шагам по прекращению огня и, согласно заявлению Белого дома, «четко обозначил необходимость того, чтобы Израиль объявил и внедрил конкретные, измеримые шаги для предотвращения гражданского ущерба, гуманитарных страданий и обеспечения безопасности работников помощи».
Президент США Джо Байден в телефонном разговоре с израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху дал понять, что в случае отсутствия позитивных изменений в секторе Газа ему придется пересмотреть свою политику по ближневосточному конфликту. Чуть позже, в мае, в интервью CNN Байден пригрозил остановить поставки оружия, если Израиль вторгнется в Рафах.
Все это казалось сигналом запоздалой готовности Байдена противостоять Нетаньяху и предотвратить гуманитарную катастрофу в Рафахе. После многочисленных призывов международного сообщества и граждан Америки сделать больше для жителей Газы, Байден, казалось, наконец поставил условие помощи Израилю, чтобы заставить еврейское государство открыть доступ к гуманитарной помощи, избежать вторжения в Рафах, прекратить убивать работников гумпомощи и перейти к прекращению огня.
Однако прошло достаточно времени, чтобы понять: предупреждения Байдена были лишь словами на ветер. Наступление Израиля на Рафах идет с начала мая, а реакции Байдена на нарушение «красных линий» не последовало… То ли линии не те, то ли написаны на песке.
Израиль вторгся в Рафах. Количество продовольствия, поступающее к людям в южной Газе, уменьшилось. По меньшей мере 15 работников помощи были убиты в Газе. И Израиль продолжил безумные бомбардировки, как та, которая привела к поджогу лагеря беженцев в Рафахе, в результате чего погибли десятки людей.
Теперь, когда все красные, не совсем красные и другие линии Байдена были нарушены, что сделал американский президент? Наказал ли Нетаньяху? Ввел ли санкции, как в случае с Россией? Запретил ли продажу наступательного вооружения? Ответ может разочаровать, если у вас были какие-то ожидания от американской политики, которая за четверть последнего века доказала полную несостоятельность на Ближнем Востоке.
Администрация Байдена продвигается вперед с продажей истребителей F-15 на сумму 18 млрд долларов Израилю; и момент, когда идет прогресс в переговорах действительно ужасен. Нетаньяху плюнул Байдену в лицо, абсолютно начихал на его «красные линии» – в ответ американский президент не выступает против продажи F-15 Израилю и не принимает никаких мер за игнорирование предупреждений.
Что Байден показал своей беззубостью перед Нетаньяху, так это то, что он может сколько угодно грозно махать пальцем, но никаких практических мер за этими предупреждениями ждать не стоит.
Байден неоднократно поддерживал Нетаньяху и использовал право вето для защиты Израиля в Совбезе ООН, несмотря на то, что независимая международная комиссия ООН по расследованию палестинских территорий опубликовала результаты расследования, в результате которого власти Израиля признаны ответственными за военные преступления и преступления против человечности.
По логике Байдена, удерживание Нетаньяху на коротком поводке позволяет влиять и сдерживать его. В качестве примера «успешности» такого подхода Байден мог бы привести тот факт, что Израиль пока не вторгся в Ливан, как планировалось осенью, и его вторжение в Рафах оказалось более «умеренным», чем вторжения в другие города Газы. Израиль также разрешил доставку большего количества продовольствия в северную часть Газы, по словам работников помощи.
Но в конечном итоге политика Байдена высмеяла его же аргументы о том, что США поддерживают «основанный на правилах международный порядок», и таким образом подорвала американскую позицию в Украине, особенно в глазах Глобального Юга.
Тем временем в качестве высшей степени «благодарности» по отношению к американскому президенту, который был неоднократно спасительной соломинкой для израильского лидера, Нетаньяху сделал видеообращение на английском языке, чтобы раскритиковать администрацию Байдена за недостаточную поддержку. Кроме того, израильский премьер готовится обойти Белый дом и выступить в Конгрессе. После последней атаки Нетаньяху на администрацию Байдена несколько дней назад Белый дом ответил, что замечания премьер-министра были «глубоко разочаровывающими». Очередное беззубое заявление от Белого дома…
Все мы знаем, что дипломатия включает в себя как кнут, так и пряник. Причина, по которой Нетаньяху не воспринимает Байдена всерьез, заключается в том, что Байден переборщил с пряником и совершенно забыл про кнут.
Почему Байден отказывается стоять на своем слове и жестче реагировать на действия Нетаньяху? Либеральные критики Израиля связывают растущий разрыв между избирателями-демократами и избранными должностными лицами с влиянием AIPAC и других произраильских лоббистских групп. Со времен президентства Обамы AIPAC стал более агрессивно поддерживать предвыборные кампании против демократов, критикующих Израиль, и в этом году пообещал потратить 100 млн долларов на борьбу с такими членами Конгресса, как Джамаал Боуман и Кори Буш.
Однако влияние AIPAC само по себе не объясняет снисходительность Байдена к проступкам еврейского государства. Безусловно, потакание 81-летнего президента Штатов также связано с его поколенческими взглядами. Байден представляет старшее поколение американских политиков, для которых Израиль был символом «демократии» и убежищем для выживших в Холокосте. Молодые демократы видят Израиль скорее как Голиафа или фараона, что отражает изменение восприятия еврейского государства среди их избирателей.
И тут напрашивается главный вопрос: если Байден показывает свою слабость и его «красные линии» в Газе ничего не стоят, то почему Россия, Китай или Иран должны считать их заслуживающими доверия? Почему, например, Китай должен верить в угрозы Байдена в случае нападения на Тайвань, если угрозы при вторжении в Рафах остались лишь на словах? Если он слишком робок, чтобы противостоять союзнику, зависящему от американского оружия, то как он сможет противостоять грозному противнику, коим является Китай?
Издержки войны в Газе для Байдена растут с каждым днем, и хаос на Ближнем Востоке ежедневно усиливается: это и внешнеполитические издержки, потеря имиджа, внутреннее недовольство, проявленное в студенческих протестах. Война в Газе может привести к масштабной эскалации, которая затянет Ливан и Израиль, и стать еще более катастрофичной. Байден пытается предотвратить войну в Ливане, но его слабость перед Нетаньяху сильно ограничивает его влияние на ситуацию.
После восьми месяцев ужаса, геноцида и хаоса на Ближнем Востоке Байден должен признать: его политика в отношении Газы является моральным, правовым, имиджевым и политическим провалом, который не помог никому, кроме Нетаньяху и его способности удержаться у власти.