Фото: Reuters

В будущем российская транспортная отрасль может столкнуться с потерей 37,5–66% контейнерного парка, узнал «Коммерсант» по итогам конференции TransRussia 2022. По данным с мероприятия, контейнеры, которые использовались в том числе и для внутрироссийских перевозок, заберут с собой покидающие страну международные транспортные компании. При этом возместить потери собственным производством не удастся: в России выпускается всего 10 тыс. контейнеров в год. Для покупки нужного количества китайских контейнеров потребуется до $1,4 млрд.

По словам одного из участников конференции, президента АО «Евросиб СПб — транспортные системы» Дмитрия Никитина, в стране в рабочем парке порядка 750–800 тыс. TEU-емкостей. «Из них «под российским флагом» — 200–250 тыс.,— уточнил он.— То есть у нас находится полмиллиона тары стоимостью минимум $2,5 млн в сутки в виде закачанной внутрь страны иностранной транспортной валюты».

«И планов у Минпромторга [увеличивать количество производимой тары] пока нет,— отметил Никитин.— Не говоря уж о том, что фитинги [соединительная часть трубопровода] в стране не производятся». Его слова подтвердил гендиректор УК «Дело» Дмитрий Паньков, который заявил, что на ушедшие из страны международные линии приходится примерно треть производимой тары, то есть 250-300 тыс. контейнеров, «которые сейчас достаточно сложно заместить».

Участники конференции предлагали разные способы решения проблемы нехватки контейнеров. Так, УК «Дело» выступила за создание производства контейнеров в России и «категорически поддержала» обнуление пошлины на ввоз китайских контейнеров. Однако, по словам президента «Трансконтейнера» Александра Исурина, заместить около 300 тыс. контейнеров, «наверное, не получится». Он, в свою очередь, назвал два пути нейтрализации дефицита: общее падение объемов перевозок, которое уже началось, и приход «по крайней мере на Дальний Восток, других компаний, которые так или иначе имеют контейнерное оборудование».

Гендиректор АО «Евросиб СПб — транспортные системы» Иван Атемасов предложил свои методы решения проблемы. По его словам, первый из них — размещение прямых заказов на их производство в Китае, так как там выпускается 97% мирового объема контейнеров и за два-три месяца можно произвести любой необходимый российскому рынку объем.

Второй вариант предусматривает обеспечение благоприятных условий для компаний Юго-Восточной Азии, чтобы они отдавали свои контейнеры для использования внутри России.

Третий вариант, по словам Артемасова, — это ускорение оборота контейнеров: 700–750 тыс. TEU тары обеспечили в 2021 году перевозку 4,6 млн груженых TEU. Однако если до пандемии средний оборот контейнера Китай — Москва — Сибирь — Китай составлял 150 дней, то в условиях невозврата контейнеров из США в Китай и прочих осложнений в пандемию он вырос до 220–250 дней. Артемасов предложил вариант, при котором контейнеризируемые грузы везутся до границы более грузоподъемным, чем фитинговые платформы, парком — например, в крытых вагонах или на лесовозных платформах, что позволит пропускать их по Транссибу быстрее.

TRT Russian
Выбор редактора
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.Связаться с нами
Принять